Выбираем технику исполнения прически

Необходимую технику исполнения выбирают, идя от образа. Общий вид причесок, выполненных с применением бигуди, впечатление, производимое ими на окружающих, принципиально отличны от впечатления, производимого прическами, выполненными, предположим, с применением фена — различны средства достижения художественного эффекта (различны и формальные «взаимоотношения» с лицом).

Если в первых прическах главным формообразующим фактором выступает укладка, т.е. закручивание волос на бигуди различных диаметров, различное расположение бигуди и кольцевых локонов относительно лица и друг друга, и огромное значение имеет собственно причесывание, то в прическах, получаемых при помощи фена, главную роль при создании общей формы играет стрижка, укладка же явно отходит на второй план, давая возможность лишь незначительно изменять подготовленную стрижкой форму.

Екатерина Брицкая о технике правильного закручивания бигудей

И еще одно важное отличие: прически, выполненные феном, всегда цельные, монолитные, а укладки получаемых при помощи бигуди, могут встречаться декоративные объемно-пространственные структуры, составляющие их детали могут иметь практически любые форму и расположение волос.

Алексан Мусаелян — Семь этапов выполнения стрижки

Следовательно, мы можем сделать вывод: в прическах, получаемых с применением бигуди, при «работе с лицом» можно добиться многого за счет декоративных изменений силуэта. В прическе, вырабатываемой феном, на это рассчитывать не приходится. Здесь главный упор необходимо сделать на разработку формы самой стрижки, т.е. на соотношение длины волос на различных частях головы в свете требований моды данного периода или, говоря коротко, следует обратить главное внимание на степень модности самой стрижки (кстати, это положение распространяется и на техники, вырабатываемые как пальцами холодным способом, так и горячими щипцами.

Разрабатываем композицию

Разрабатывая композицию, продумывая форму и ее особенности в комплексной системе прическа — человек, необходимо и в начальной стадии разработки как художественной целостности, и затем при художественном оформлении (причесыванием) учитывать какой важный фактор, как голова человека в полном объеме. Прическа, собственно, и является прической только тогда, когда она расположена на голове конкретного человека, т.е. в таком качестве она может быть оценена как красивая или некрасивая.

Причесанная голова, как уже упоминалось, может рассматриваться как своеобразная круглая скульптура: она обозрима со всех сторон. Большая часть головы обычно бывает, закрыта волосами, являясь как бы основанием прически, и в моделях подчеркнуто декоративных силуэтов эта часть головы (ее форма) практически не играет особой роли, так как назначение декоративных причесок и состоит в том, чтобы максимально видоизменять форму головы, маскировать ее, что легко осуществимо чисто технически (прически с применением бигуди и им подобные).

Эксперимент с разными видами бигуди. Какие лучше и лучше держат форму?

Другое дело видимые, незакрытые части головы, которые самым активным образом участвуют в композиции модели. Особенное значение имеют лицо с контурами в фас и профиль, линии бровей, рта, носа, уши, их расположение и величина, иногда часть шеи. Если конфигурация контура декоративной прически (внешний абрис и некоторые конструктивно-декоративные линии) зачастую предопределяется модными требованиями, то нюансное изменение линий этих контуров применительно к конкретному человеку целиком зависит от особенностей видимых частей его головы.


Академия Моды и Стиля Анны Арсеньевой

Другими словами, продолжая мысль о том, что причесанная голова представляет собой своеобразную скульптуру (некое целое), мы можем сказать, что упорядоченность форм, составляющих целостность этой «скульптуры обеспечивается координацией всех формообразующих линий (как линий собственно прически, так и формообразующих линий видимых частей головы). Эта цельная форма всегда должна иметь такие внешние силуэтные линии, которые бы находились в соответствии со всеми другими контурными линиями компонуемого целого. Объективно эта координация (слаженность) формообразующих линий проявляется в их геометрическом подобии — родственности кривизны линий, углов наклона между ними, закономерности своеобразного перетекания основных формообразующих линий от одного абриса элемента к другому.

Формообразующие линии прядей

В композициях с преобладанием пластичных плавно изгибающихся контуров особую роль играют некоторые прямые линия. Они служат важнейшим организующим, цементирующим фактором композиции — без них она может рассыпаться, при этом активны не только реальные прямые (такие, например, как линия пробора), но и мысленно прослеживаемые линии (которые часто могут оказываться осями симметрии некоторых композиционных узлов).

Координация таких прямых чрезвычайно важна в композиции с точки зрения ее целостности. Координация обусловливается схождением этих линий в одной общей точке пересечения, которая может находиться как в пределах формы, так и вне ее. В некоторых случаях таких точек может быть несколько. Когда ряд важных формообразующих линий (или их продолжения) сходится в одной условной точке, мы ощущаем, как что-то незримо организует всю композицию. И наоборот, если, например, две наклонные формообразующие пересекаются, а третья (или несколько линий), не менее значимая, не скоординирована с ними, то слаженность элементов будет неполной. В этих ситуациях особенно неприятны даже не столько явно не скоординированные наклоны, сколько с трудом выявляемые расхождения, которые глаз воспринимает как случайные ошибки. Это явление напоминает ошибки в построении перспективы, когда важная линия не попадает в общую точку схода и тем самым явно дезорганизует форму.

Координация формообразующих линий — это поиск собственности их характера и нахождение закономерности в их направлении и расположении, отсюда возникает необходимая целостность (в данном случае интересующая нас величина и конфигурация) оконтуренной ими формы. Иными словами, формообразующие линии лица задают и определяют нюансировку модной (или канонической) формы прически в силуэте, т. е. таким образом, прическа модной формы согласуется с лицом конкретного человека. Во время причесывания наш глаз находит участки, которые могут быть либо более выпрямлены, либо округлены (увеличены, уменьшены) для того, чтобы переход от линии к линии был пластически обоснован, чтобы модная форма заняла пространство. Оконтуренное мысленно продолженными формообразующими линиями лица, чтобы возникла необходимая скульптурная целостность причесанной головы.

Композиционная целостность

Композиционная целостность достигается тогда, когда в композиции прически предусмотрено равновесие.

Английская техника стрижки на тонких волосах

Композиционное равновесие во многом зависит от распределения основных масс всячески относительно лица человека. Характер организации пространства внутри силуэта, пропорции, расположение главной и второстепенных осей силуэта прически, пластика формы, цвето-тональные отношения как отдельных частей, так и прически в целом — все это, так или иначе, соотносится с лицом человека.

Почему мы в данный момент говорим о соотношении именно с лицом человека, ведь композиционное равновесие должно быть предусмотрено с условием восприятия «скульптуры причесанной головы» со всех сторон: спереди, в профиль, сзади? Во-первых, потому, что лицевая часть прически композиционно очень важна при оценке (идет или не идет), и, во-вторых, нарушение композиционного равновесия формы прически в силуэте анфас сразу бросается в глаза. Почему? Потому, что эта часть прически читается относительно лица человека, которое (по крайней мере, теоретически) симметрично, следовательно, равновесно в своей основе, лицевая часть прически всегда читается (сознательно или подсознательно) относительно сильнейшей оси симметрии , проходящей вертикальна через середину лица.

ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ О СТАТЬЕ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Введите ваше имя здесь, пожалуйста