Содержание
Выбираем технику исполнения прически
Необходимую технику исполнения выбирают, идя от образа. Общий вид причесок, выполненных с применением бигуди, впечатление, производимое ими на окружающих, принципиально отличны от впечатления, производимого прическами, выполненными, предположим, с применением фена — различны средства достижения художественного эффекта (различны и формальные «взаимоотношения» с лицом).
Если в первых прическах главным формообразующим фактором выступает укладка, т.е. закручивание волос на бигуди различных диаметров, различное расположение бигуди и кольцевых локонов относительно лица и друг друга, и огромное значение имеет собственно причесывание, то в прическах, получаемых при помощи фена, главную роль при создании общей формы играет стрижка, укладка же явно отходит на второй план, давая возможность лишь незначительно изменять подготовленную стрижкой форму.
И еще одно важное отличие: прически, выполненные феном, всегда цельные, монолитные, а укладки получаемых при помощи бигуди, могут встречаться декоративные объемно-пространственные структуры, составляющие их детали могут иметь практически любые форму и расположение волос.
Следовательно, мы можем сделать вывод: в прическах, получаемых с применением бигуди, при «работе с лицом» можно добиться многого за счет декоративных изменений силуэта. В прическе, вырабатываемой феном, на это рассчитывать не приходится. Здесь главный упор необходимо сделать на разработку формы самой стрижки, т.е. на соотношение длины волос на различных частях головы в свете требований моды данного периода или, говоря коротко, следует обратить главное внимание на степень модности самой стрижки (кстати, это положение распространяется и на техники, вырабатываемые как пальцами холодным способом, так и горячими щипцами.
Разрабатываем композицию
Разрабатывая композицию, продумывая форму и ее особенности в комплексной системе прическа — человек, необходимо и в начальной стадии разработки как художественной целостности, и затем при художественном оформлении (причесыванием) учитывать какой важный фактор, как голова человека в полном объеме. Прическа, собственно, и является прической только тогда, когда она расположена на голове конкретного человека, т.е. в таком качестве она может быть оценена как красивая или некрасивая.
Причесанная голова, как уже упоминалось, может рассматриваться как своеобразная круглая скульптура: она обозрима со всех сторон. Большая часть головы обычно бывает, закрыта волосами, являясь как бы основанием прически, и в моделях подчеркнуто декоративных силуэтов эта часть головы (ее форма) практически не играет особой роли, так как назначение декоративных причесок и состоит в том, чтобы максимально видоизменять форму головы, маскировать ее, что легко осуществимо чисто технически (прически с применением бигуди и им подобные).
Другое дело видимые, незакрытые части головы, которые самым активным образом участвуют в композиции модели. Особенное значение имеют лицо с контурами в фас и профиль, линии бровей, рта, носа, уши, их расположение и величина, иногда часть шеи. Если конфигурация контура декоративной прически (внешний абрис и некоторые конструктивно-декоративные линии) зачастую предопределяется модными требованиями, то нюансное изменение линий этих контуров применительно к конкретному человеку целиком зависит от особенностей видимых частей его головы.
Академия Моды и Стиля Анны Арсеньевой
Другими словами, продолжая мысль о том, что причесанная голова представляет собой своеобразную скульптуру (некое целое), мы можем сказать, что упорядоченность форм, составляющих целостность этой «скульптуры обеспечивается координацией всех формообразующих линий (как линий собственно прически, так и формообразующих линий видимых частей головы). Эта цельная форма всегда должна иметь такие внешние силуэтные линии, которые бы находились в соответствии со всеми другими контурными линиями компонуемого целого. Объективно эта координация (слаженность) формообразующих линий проявляется в их геометрическом подобии — родственности кривизны линий, углов наклона между ними, закономерности своеобразного перетекания основных формообразующих линий от одного абриса элемента к другому.
Формообразующие линии прядей
В композициях с преобладанием пластичных плавно изгибающихся контуров особую роль играют некоторые прямые линия. Они служат важнейшим организующим, цементирующим фактором композиции — без них она может рассыпаться, при этом активны не только реальные прямые (такие, например, как линия пробора), но и мысленно прослеживаемые линии (которые часто могут оказываться осями симметрии некоторых композиционных узлов).
Координация таких прямых чрезвычайно важна в композиции с точки зрения ее целостности. Координация обусловливается схождением этих линий в одной общей точке пересечения, которая может находиться как в пределах формы, так и вне ее. В некоторых случаях таких точек может быть несколько. Когда ряд важных формообразующих линий (или их продолжения) сходится в одной условной точке, мы ощущаем, как что-то незримо организует всю композицию. И наоборот, если, например, две наклонные формообразующие пересекаются, а третья (или несколько линий), не менее значимая, не скоординирована с ними, то слаженность элементов будет неполной. В этих ситуациях особенно неприятны даже не столько явно не скоординированные наклоны, сколько с трудом выявляемые расхождения, которые глаз воспринимает как случайные ошибки. Это явление напоминает ошибки в построении перспективы, когда важная линия не попадает в общую точку схода и тем самым явно дезорганизует форму.
Координация формообразующих линий — это поиск собственности их характера и нахождение закономерности в их направлении и расположении, отсюда возникает необходимая целостность (в данном случае интересующая нас величина и конфигурация) оконтуренной ими формы. Иными словами, формообразующие линии лица задают и определяют нюансировку модной (или канонической) формы прически в силуэте, т. е. таким образом, прическа модной формы согласуется с лицом конкретного человека. Во время причесывания наш глаз находит участки, которые могут быть либо более выпрямлены, либо округлены (увеличены, уменьшены) для того, чтобы переход от линии к линии был пластически обоснован, чтобы модная форма заняла пространство. Оконтуренное мысленно продолженными формообразующими линиями лица, чтобы возникла необходимая скульптурная целостность причесанной головы.
Композиционная целостность
Композиционная целостность достигается тогда, когда в композиции прически предусмотрено равновесие.
Композиционное равновесие во многом зависит от распределения основных масс всячески относительно лица человека. Характер организации пространства внутри силуэта, пропорции, расположение главной и второстепенных осей силуэта прически, пластика формы, цвето-тональные отношения как отдельных частей, так и прически в целом — все это, так или иначе, соотносится с лицом человека.
Почему мы в данный момент говорим о соотношении именно с лицом человека, ведь композиционное равновесие должно быть предусмотрено с условием восприятия «скульптуры причесанной головы» со всех сторон: спереди, в профиль, сзади? Во-первых, потому, что лицевая часть прически композиционно очень важна при оценке (идет или не идет), и, во-вторых, нарушение композиционного равновесия формы прически в силуэте анфас сразу бросается в глаза. Почему? Потому, что эта часть прически читается относительно лица человека, которое (по крайней мере, теоретически) симметрично, следовательно, равновесно в своей основе, лицевая часть прически всегда читается (сознательно или подсознательно) относительно сильнейшей оси симметрии , проходящей вертикальна через середину лица.